Интернет и литературная жизнь
В настоящее время разговоры об Интернете постепенно выходят за традиционные рамки «хорошее-плохое», вопрос встаёт в ключе его реального влияния и наиболее эффективного использования.
Чтение – потребность любого мало-мальски культурного человека. И опять-таки речи о том, что необходимо возрождать статус самой читающей страны уходят в прошлое. Приходит понимание, что дело не в количестве, а в качестве.
Когда же речь идёт о влиянии Интернета на литературу, печатным изданиям свойственно его переоценивать, мыслить утопично, сетевым – нагонять страх. Хотя если абстрагироваться от того и от другого, можно свести все последствия к двум главным реалиям.
Во-первых, настал конец господству печатной машинки. В ней просто пропадает надобность, она – лишний посредник между автором и читателем. Распространение книг происходит гораздо легче и экономичней.
Во-вторых, расстояние перестало существовать как значимое понятие. Интернет для нас открывает возможность постоянного диалога, конференции. Ведь огромное количество людей со всего мира собирается вместе и дискутирует на разные темы. Причём одновременно, а значит и время теперь неважно. Публикации в солидных изданиях проходят подготовку в течение месяцев и лет, а в Интернете оказываются сразу после своего рождения. Это само по себе увеличивает темп интеллектуального развития.
Все остальные факторы вытекают из этих двух, но сами по себе не инновационны.
Сетевая литература не образует какого-то конкретного жанра, она привносит обновления во все старые, освобождает их, делает более мобильными.
Интернет среда удобна и практически идеальна для создания и распространения текста, обсуждения и коллективной работы над публикациями.
Издание, минующее коммерческий типографский элемент, меняет содержание, требования заметно смягчаются. Неприятный аспект этого явления – количественный рост псевдо литературы, откровенного графоманства и мусора.
Дистанция между автором и читателем сокращается, если вообще не исчезает. Ведь теперь в любой момент один может напрямую обратиться к другому и имеет хорошие шансы получить ответ.
Ранее не привлекательные жанры получают расцвет. А акцент, как и в любом современном искусстве, переносится с результата на сам творческий процесс.
Происходит зарождение принципиально нового участника литературных отношений – активного читателя.