Роль эмоций в нашей жизни
Эмоции являются особенным классом субъективных психологических состояний, которые отражаются в форме определенных переживаний, ощущений неприятного или приятного, отношения человека, испытывающего эмоции, к миру и людям, результаты и процесс его практической деятельности. В число эмоций входят стрессы, чувства, страсти, аффекты, настроения. Все перечисленные эмоции это так называемые «чистые» эмоции. Чистые эмоции включаются во все психические состояния и процессы. Все проявления активности чистых эмоций проходят одновременно с эмоциональными переживаниями. Главной функцией эмоций человека является то, что при помощи эмоций мы можем лучше понять друг друга, ведь благодаря эмоциям мы, не пользуясь речью, можем судить о состояниях друг друга и настраиваться заранее на общение или совместную деятельность. Так, например, люди из разных культур могут по выражению лица своего собеседника сразу определить, какие эмоции испытывает тот или иной человек. Это, также, может относиться и к тем народам, которые никогда не контактировали друг с другом.
Этот факт не прекрасно доказывает, что все основные человеческие эмоции и их выражения на лице имеют врожденный характер. Кроме того, у всех живых существ имеется обусловленная генотипически способность понимать эмоции. Подобное явление можно заметить в общение животных не только одного и того же вида, но и между животными разных видов. Ученым также известно, что высшие животные и человек по выражению лица друг друга понимать эмоциональное состояние друг друга.
Недавно были проведены исследования ученых, в результате которых выяснилось, что человекообразные обезьяны, подобно человеку, могут считывать по лицу эмоциональные состояния своих собратьев. Кроме того, они также всегда сопереживают своим сородичам и, скорее всего, испытывают те же эмоции, что и то самое животное, которому они сочувствуют. Был проведен такой эксперимент: на глазах одной человекообразной обезьяны наказывали другую. При этом, обезьяна, которую наказывали внешне испытывала ярко высшее состояние невроза. В результате выяснилось, что похожие физиологические состояния обнаружились и в организме той обезьяны, которая за всем этим наблюдала. Хотя, с другой стороны, совсем не все экспрессивные и эмоциональные проявления являются врожденными. Выяснилось, что некоторые эмоции и их проявления приобретаются во время жизни в результате воспитания и обучения. Эмоциональными проявлениями, которые приобретаются в результате жизни, являются жесты.
Жизнь без эмоций невозможна так же, как и жизнь без ощущений. Так, Ч.Дарвин утверждал, что эмоции возникли в результате как средство, с помощью которых живые существа определяют значимость определенных условий для удовлетворения необходимых для них потребностей. Эмоциональные и выразительные движения человека, такие как пантомимика, жесты и мимика, выполняют функцию общения между людьми, они сообщают другим людям информацию о состоянии говорящего и об отношении этого человека к тому, что в этот момент происходит. Кроме того, эти эмоционально-выразительные движения имеют функцию воздействия. Они оказывают определенное влияние на того, кто является субъектом восприятия этих движений. А интерпретация данных движений человеком, который их воспринимает, происходит на основании соотнесения контекстом общения и движений.