Как научить играть ребенка

По мнению психологов, ребенка необходимо учить, как правильно нужно играть. Многие родители убеждены, что малышам это качество дается от природы. Кто же здесь прав: психологи или родители?

Мнение психолога
Через игру ребенок познает окружающий мир. При конструировании реальной ситуации или отношений он познает то, как устроен наш несовершенный мир. Основная задача всех родителей – сделать игровое пространство более обогащенным, чтобы было больше полезных игрушек. Так же им необходимо в играх с детьми выступать в роли поддерживающего и внимательного партнера.

Не нужно забывать, что играя с детьми, можно больше узнать об их внутренних переживаниях, важных проблемах, эмоциональном состоянии. При игре можно моделировать тревожные для него ситуации, чтобы помочь малышу справиться с отрицательными эмоциями и сильными переживаниями.

Годичный ребенок еще не может выразить словами то, чего он хочет, он просто берет взрослого за руку и подводит к игрушкам, показывая, что он хочет играть. Старшего возраста дети уже могут сами попросить родителей, чтобы те с ними вместе поиграли. При отказе они могут обидеться. Но некоторые детишки любят играться сами.

Ребенок играясь, познает самого себя

Никто не задумывался над вопросом: почему детям нравиться играть? Может, кроме этого, они больше ничего не умеют делать? Вряд ли дело обстоит таким образом. Скорее всего, ребенок, когда наблюдает за взрослыми, также ощущает себя самостоятельным, умелым, свободным и сильным.

В глубине своей души он знает, что так дело и обстоит, – он замечательный, хороший, достойный любви и уважения человечек. Всеми силами малыш старается это показать своим родителям. В помощники себе он берет игру, ведь только тогда ребенок превращается в волшебника, героя, смельчака.

Первым делом он осваивает саму игру, а уж потом ее совершенствует, попутно придумывая какие-то ситуации, обыгрывает образы. С первого взгляда, кажется, что они мало что имеют общего с реальностью. Но потом становится понятно, что для своей игры он всё списывает с жизни и дополняет вымышленными, фантастическими элементами.

Учить ли детей играть?

Наверное, многие мамы сталкивались с такой ситуацией, когда полно домашних хлопот, а ребенку нечем заняться и он все время бродит за ней. Он просит, чтобы она вместе с ним поиграла. Здесь все просто – он не умеет сам играться, хотя у него полная коробка игрушек: и спайдермены, и трансформеры, и Барби с Кеном, и кубики.

Отлично, если у ребенка имеется старшая сестра или брат, которые покажут ему, как можно самому играться. А если таковых в семье нет, то крохе некому подражать. Многие могут на это возразить, что их в детстве никто этому не учил. Да, это так. Но тут необходимо вспомнить, сколько времени тогда дети проводили во дворах с другими детьми.

Мамам в те времена не нужно было ходить по пятам за ребенком, следить. Это было время «коммунальных» дворов, когда все были в безопасности. Сейчас этого уже нет… В наше время детская площадка – это не альтернатива. Если ребенка некому заинтересовать интересной игрой, тогда это придется сделать родителям.

Правда, когда встает вопрос перед взрослыми – как научить играть ребенка – многие впадают в ступор. Как это правильно сделать, ведь это давно уже было? У некоторых мало для этого времени. Здесь нужно знать, что умение играть для ребенка так же важно, как и умение читать, говорить на иностранном языке, решать сложные задачки.

Играя, ребенок постепенно осваивает множество необходимых навыков. Как раз тех, которые ему нужны будут в жизни. Далеко смотреть не нужно, новые знания ему необходимы с первых дней жизни.

Навыки общения. К Примеру, Кен пошел в гости в Барби: «Привет! Рад тебя повидать. Какая ты сегодня красивая», ответ: «Привет! Заходи в дом, сейчас пойдем пить чай».

Обучение социальным ролям. Белка повела своего бельчонка к доктору Айболиту и попросила его, чтобы он вылечил ее малыша. Затем в аптеке она приобрела медикаменты, которые прописал врач.

Преимущества сотрудничества. Играя, ребенок осознает, что делать какое-то дело сообща, намного легче. Только не так, как в сказке, где Пузырь, Соломинка и Лапоть не смогли на другой берег нормально перейти, потому что, никто никому не захотел уступать дорогу.

Развиваем ребенку фантазию. Можно представить, что кресло – это летучий корабль, египетская пирамида или парусник, половник – инструмент для поиска клада, персидский ковер – африканские непроходимые джунгли. Ребенку интересно развивать события игры, в сложных ситуациях проявлять находчивость, вводить в игру новый состав героев.

Преодолеваем детские страхи. Играя с ребенком, следует ему помогать, преодолевать его страхи, неумения, ограничения. Например, рассказать ему о Страшиле из сказки «Изумрудный город», когда он не побоялся своими соломенными руками выполнить работу, которую, кстати, сделал хорошо.

Свои негативные эмоции и переживания ребенок сможет высвободить по-своему, например, покричать на дракошку или поколотит злого пирата, а не своего младшую сестричку или бабушку.

Как научить играть ребенка?

Это не так уж и трудно, как думают многие родители. Главное, это дать ему понять, что ваши совместные игры – это необходимое для него занятие. Родители не потакают капризам ребенка, а помогают ему на пути осознания и собственного развития.

А может кто-то из родителей неуютно себя чувствует от того, что ему приходится вести себя немного по-детски? И что же тут такого? Ведь вы играете со своим малышом, и вас никто не видит, кроме него, так что нечего смущаться. Если в голову не приходит ничего интересного, то в помощники можно взять детские мультфильмы и книжки.

Начать игру можно со знакомых сюжетов. Например, ребенок – это Колобок, а мама (папа) – это Дед, Баба, Волк, Лиса. Теперь можно не отрываясь от повседневных забот с ним играть: с кровати «покатились» в ванную, затем переходим в кухню – завтракать, после чего мама успевает помыть посуду.

В дневное время он уже Кура Ряба, а мама – Баба и Дед. Мама занимается стиркой белья, а курочка ее утешает, что скоро снесет новое яичко… В самом начале, конечно же, маме придется самой играть все роли, пока ребенок научится ей помогать. Так же он начнет текст разбавлять своими событиями.

Ребенку необходимо предоставлять свободное поле для творчества. Не нужно его исправлять, когда в его версии волка съедает бабушка – это же его игра, а в ней он сам устанавливает правила, мама их может лишь принимать.

Не стоит ребенка ругать за драчливость и жадность, если вдруг в его сказке у мышки отрывается хвостик или курочке стает жаль своего яичка, и она его прячет в укромное место. Может статься, что ребенок будет рассказывать, что дети у него отобрали любимую машинку, когда он играл на детской площадке. И, наказав сказочную Мышку, он тем самым наказывает своего обидчика из песочницы. Таким образом, ребенок учится играть самостоятельно.

Как для ребенка правильно выбирать игрушки?

При покупке какой-либо игрушки для своего чада необходимо сразу же продумать, как именно можно с ней играться малышу. Каждый сюжет должен содержать хотя бы два участника. Например, при покупке Чебурашки нужно сразу же приобрести и крокодила Гену. Компанию Барби составит, конечно же, Кен и можно будет тогда с ними играть в семью и прочее.



Комментарии запрещены.

Реклама
Подпишись на блог
E-mail рассылка:
Я есть в twittere
Я есть в facebook
Я есть в vkontakte