Личная жизнь в XXI веке
Было время, когда известный человеку мир заканчивался за околицей родного села или за пределами городских стен. Дальние страны, другие материки, видели единицы, сотни только слышали о них, причем при этом рассказчики обычно беззастенчиво привирали. Первая мировая война в Китае была почти не замечена, как внутреннее дело европейцев, а сегодня за событиями на Евромайдане следит вся планета.
Сегодня весь мир помещается в телевизионном экране и на экране подключенного к интернету компьютера. Об Ангеле Меркель, Бараке Обаме, не говоря о звездах спорта и шоу-бизнеса, мы знаем больше, чем о своих соседях. В информационном поле, а часто и в реальной жизни, мы сталкиваемся с миллионами примеров необычных для нас стереотипов поведения, обычаев, условностей, примеряя их к себе и невольно модифицируя свое поведение. Недавно прошли фильмы «Шокирующая Азия». «Шокирующая Африка», многие сцены из которых вызывают шок у европейцев. А ведь может быть снят фильм «Шокирующая Европа», который будет вызывать шок у азиатов и африканцев.
Если что-то в своей личной жизни мы считаем необычным, оригинальным, интригующим, мы можем вывесить это в интернет на потеху и развлечение сотням миллионов.
Наш мобильник ни на минуту не оставляет нас одних, плееры, планшеты, ноутбуки постоянно связывают нас со всем миром. Вопрос «Ты где?», заданный по телефону, совершенно идиотский в прошлом веке, сегодня почти необходимый момент телефонной связи. А уж от друга или подруги, которые жаждут вот сейчас, среди ночи, поделиться с тобой своими новостями, мыслями и переживаниями, скрыться вообще невозможно. Невозможно стать недосягаемым для работы, как от начальства, так и от подчиненных – находятся масса вопросов, к тебе, которые требуют незамедлительного решения. Эти же телефоны позволяют, кому нужно и кто обладает соответствующими возможностями вычислить твое точное местоположение.
Врачи, адвокаты, правоохранители, государство в целом, всегда без стеснения вторгались в личную жизнь людей, но сегодня они, особенно государство и правоохранители, имеют для этого неизмеримо большие возможности.
Введение идентификационного кода в ряде стран сделало доходы граждан, личное и даже временами интимное дело, публичными поставило их под неусыпный контроль государства.
Страховые карты, анкеты и тесты, которые мы заполняем по самым разным случаям, доступны и становятся известными всем, кто умеет и кому не лень.
Странно, но у нас, можно сказать, наблюдается стремление к отказу от личной жизни – «Хочу быть как все, чтобы у меня было все как у людей». Одежда, украшения, автомобили, квартиры, мебель, то, что было сугубо личным и выражало, подчеркивало индивидуальность владельца, становится признаком принадлежности к большим социальным группам. Условно говоря, бизнесмену положено ездить на Бентли, бандиту – на БМВ, чиновнику – на Мерседесе.
Одежда, манеры, поступки героев популярных сериалов становятся образцами для подражания, руководством к действию для миллионов обывателей. Человек все более обезличивается, становится частью пусть разнообразной, но толпы. По манерам, прикиду, часам, мобильнику, лексикону, молодежь безошибочно признает своего. И не только молодежь.